Хроника падения экономики России

ЦБ предупредил о массовых дефолтах из-за закредитованности
padaem
https://lenta.ru/news/2016/06/20/massdefaults/

Рост кредитной активности в текущей экономической ситуации приведет к массовым дефолтам. Об этом заявил директор департамента исследований и прогнозирования Банка России Александр Морозов в видео, опубликованном в понедельник, 20 июня, на официальной странице регулятора в YouTube.

По его словам, население и компании уже слишком закредитованы, поэтому наращивание задолженности приведет к их банкротству, а не к экономическому росту в стране.

Морозов добавил, что ЦБ должен управлять инфляцией через уровень процентных ставок. Низкий уровень инфляции повышает шансы на реализацию инвестиционных проектов.

В конце мая Объединенное кредитное бюро сообщило, что портфель розничных кредитов в России в первом квартале 2016 года вырос на 0,6 процента, достигнув 9,1 триллиона рублей.

23 мая международное рейтинговое агентство Moody's отметило в своем сообщении, что риски на рынке потребительского кредитования в России постепенно снижаются.

Создание новых особых экономических зон остановлено, действующие - закрываются
padaem
http://www.kommersant.ru/Doc/3008286

По поручению президента создание новых особых экономических зон (ОЭЗ) в России прекращается — по крайней мере до разработки единых подходов к ОЭЗ и территориям опережающего развития, работа десяти зон будет прекращена, все действующие ОЭЗ переданы регионам. Как следует из ведомственной переписки, с которой ознакомился "Ъ", поручение должно быть исполнено до 30 июня. Такую реакцию Кремля вызвал доклад главы контрольного управления президента Константина Чуйченко. В нем констатируется, что с 2006 года на 33 ОЭЗ потрачено 186 млрд руб., 24 млрд руб. из них не использованы, налоговые и таможенные платежи из самих зон за это время составили 40 млрд руб. Создание одного рабочего места в ОЭЗ обошлось бюджету в 10 млн руб.— среднюю зарплату в РФ за 25 лет.

По данным "Ъ", 27 мая президент Владимир Путин поручил правительству разработать единую стратегии работы ОЭЗ, обеспечить оптимизацию бюджетных инвестиций и механизмы их передачи под управление субъектам РФ. Кроме того, в поручении шла речь о приостановке создания новых ОЭЗ — до разработки единых подходов к их созданию — и прекращении работы неэффективных ОЭЗ по итогам проверок Счетной палаты и Генпрокуратуры. По поручению курирующего вопрос вице-премьера Дмитрия Козака (ДК-П13-3206, есть у "Ъ") Минэкономики должно представить Белому дому проект доклада президенту до 17 июня и сообщать о прогрессе раз в полгода.

Проверки ОЭЗ, по итогам которых даны президентские поручения, были вызваны жалобами президенту активистов "Общероссийского народного фронта" в ноябре 2015 года (см. "Ъ" от 28 ноября). Как отчитался перед президентом начальник контрольно-счетного управления Константин Чуйченко со ссылкой на данные Счетной палаты, ОЭЗ так и не стали действенным инструментом поддержки экономики: с 2006 года на создание 33 ОЭЗ направлено 186 млрд руб. (из них 122 млрд руб. федерального бюджета).

По его словам, "несогласованность управленческих решений" приводит к "неэффективному использованию бюджетных средств" — вплоть до того, что работу десяти ОЭЗ можно прекратить досрочно, говорится в отчете.

Напомним, ОЭЗ были созданы по специальному закону в июле 2005 года. На 1 января в 30 субъектах было 33 ОЭЗ (9 промышленно-производственного типа, 6 технико-внедренческого типа, 3 портовые зоны и 15 туристско-рекреационного типа). По данным Минэкономики, с 2006 по 2015 год в особые экономические зоны России пришло более 400 инвесторов, из них около 80 — из 29 стран. По данным СП, с начала работы до января 2016 года ОЭЗ выплатили бюджетам 40 млрд руб. налоговых и таможенных платежей. Из 21 млрд руб. налоговых производственная деятельность принесла 59%, а технико-внедренческая — 40,6%. Объем налоговых и таможенных льгот ОЭЗ за все время составил 22,6 млрд руб.

По данным Счетной палаты, на которые ссылается господин Чуйченко, на 1 января общая сумма не использованных АО ОЭЗ средств составила свыше 24 млрд руб., а совокупный доход от размещения средств на депозитах за 2006-2015 годы — 29,3 млрд руб. Регионы недофинансировали строительство объектов инфраструктуры больше чем на 40% (на 45,7 млрд руб.), вместо плановых 25 тыс. рабочих мест к 2016 году было создано 18 тыс., а на создание одного рабочего места было потрачено 10,2 млн руб. средств (этого хватило бы, чтобы платить занимающим их работникам среднюю по РФ зарплату в течение 25 лет). Как говорится в материалах контрольно-аналитического управления, в правоохранительных органах находится пять уголовных дел, связанных с хищением средств, включая хищение 509 млн руб., предназначенных на развитие инфраструктуры Липецкой области.

В апрельском отчете Счетная палата заявила о необходимости доработать механизм создания, развития и управления ОЭЗ, включая требования к целесообразности создания, доходности, рентабельности и срокам окупаемости. По данным СП, регионы подают заявки на слишком большую территорию и не успевают ее осваивать — на 1 января ОЭЗ не использовали 40% земель (84,4 тыс. га из 214 тыс. га). Заметная часть претензий аудиторов касалась туристических зон.

Это не первое покушение на ОЭЗ, которые в Минэкономики считают инструментом технологической модернизации,— ранее Минфин предложил выделять средства только успешным ОЭЗ промышленно-производственного типа, у которых объем инвестиций с момента создания зоны должен в три раза превышать затраты федерального центра на ее инфраструктуру (см. "Ъ" от 7 апреля). В Минэкономики "Ъ" вчера подтвердили работу над поручением и над оптимизацией инвестиций в них. "И в мировой истории ОЭЗ есть как очень успешные, так и неудачные примеры. Сейчас надо концентрироваться на том, чтобы их избегать. Пока можно сказать, что наши ОЭЗ вполне конкурентоспособны, а сравнение с другими странами подтверждает значимость выбранных льгот и их достойный масштаб",— сообщили в ведомстве.

В Госдуме предупредили о риске резкого роста налогов на имущество
padaem
http://www.rbc.ru/economics/01/06/2016/574effbb9a79473aa4c19663

Законопроект правительства о государственной кадастровой оценке не решает ни одну из ключевых проблем, с которыми сталкиваются собственники недвижимости, и не защитит россиян от резкого роста налогов, заключили в Думе
Россияне не получат защиты от резкого повышения налогов на землю и квартиры в случае принятия правительственного законопроекта, изменяющего систему оценки недвижимости граждан и компаний — их возможности оспорить кадастровую оценку, на основе которой начисляются имущественные налоги, напротив, сократятся, заключил комитет Госдумы по земельным отношениям.

Предложенные правительством изменения «не решают ни один из наиболее острых вопросов, с которыми в настоящее время сталкиваются физические и юридические лица», а только изменяют статус оценщиков недвижимости — передают функции по кадастровой оценке от частных учреждений к государственным, сказано в заключении комитета Госдумы по земельным отношениям на проект нового закона о кадастровой оценке. Комитет утвердил заключение в среду, 31 мая.

Проект нового закона о государственной кадастровой оценке был внесен в Госдуму правительством 4 мая, сейчас он готовится к первому чтению, которое Совет Думы наметил на июнь — последний месяц работы нынешнего созыва палаты. В феврале 2016 года после того, как многие собственники столкнулись с многократным увеличением кадастровой стоимости имущества, президент Владимир Путин поручил оптимизировать порядок уплаты гражданами налога на землю. С момента введения в России института кадастровой оценки недвижимости «практически повсеместно отмечались массовые нарушения прав граждан значительным завышением кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества по сравнению с рыночной ценой этого имущества и вследствие этого значительным и резким увеличением налогового бремени по некоторым имущественным налогам (в том числе по земельному налогу)», пишет в своем заключении земельный комитет Госдумы.

Оценивая законопроект правительства, депутаты исходили из того, как исполнены чиновниками поручения Путина, поясняется в заключении. Многие положения законопроекта противоречат этим поручениям, следует из документа. В частности, не исполнено поручение Путина унифицировать периодичность кадастровой оценки на всей территории России: законопроект фактически воспроизводит действующую норму закона, которая определяет, что кадастровая оценка в регионах проводится не чаще одного раза в три года и не реже раза в пять лет, а в городах федерального значения — не чаще раза в два года, указывает думский комитет. Отсутствие единых сроков определения кадастровой стоимости «может привести к ситуации значительного увеличения сумм налога к уплате в короткие сроки», предупреждают депутаты. По их мнению, переоценивать недвижимость на всей территории страны целесообразно раз в пять лет.

История вопроса

С 2014 года в России на уровне регионов постепенно начали вводить налогообложение имущества организаций по кадастровой стоимости (Москва первой ввела налог на торговую и офисную недвижимость с кадастровой стоимости), а с 2015 года 28 регионов начали рассчитывать налог по кадастровой стоимости и на имущество физлиц (квартиры, дачи). В большинстве случаев это привело к значительному — иногда в десятки раз — увеличению налоговой базы, поскольку кадастровая стоимость, как правило, намного выше использовавшейся прежде инвентаризационной. Рассчитанный по новым правилам налог за 2015 год предстоит оплатить не позднее 1 октября 2016 года. Полностью регионы должны перейти к взиманию налогов на имущество по кадастровой стоимости к 2020 году. Собственники активно оспаривают завышенную кадастровую оценку с использованием существующих механизмов: так, по данным Счетной палаты, в 2015 году количество обращений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости выросло в два раза (до 31,3 тыс. заявлений по 64 тыс. объектов), и в результате пересмотра стоимости по решению комиссий и судов налогооблагаемая база за 2014–2015 годы уменьшилась на 4 трлн руб. Одобренный правительством законопроект Минэкономразвития передает право определять кадастровую стоимость недвижимости исключительно государственным оценщикам и предполагает введение единой методики такой оценки (сейчас такой нет, из-за чего кадастровая оценка зачастую выглядит непоследовательной и необъективной). ​В законопроекте эта методика не описана, но в декабре она уже была одобрена Советом по оценочной деятельности, говорил ранее РБК собеседник в Минэкономразвития. Против монополии государственных оценщиков выступили деловые организации.


Кроме того, Путин поручал установить единые требования к проведению кадастровой оценки и обеспечить их соблюдение на всей территории России, напоминают депутаты. В законопроекте единая методика кадастровой оценки названа одним из принципов проведения такой оценки, но сама эта методика — по мнению комитета Думы, основной нормативно-правовой акт, регулирующий проведение оценки, — в документе не описана. Разработать и утвердить методические указания о кадастровой оценке должен уполномоченный федеральный орган, указывает комитет. Но депутаты сомневаются, что таким документом будут обязаны руководствоваться все оценщики — «в силу правовой природы» этого акта.

Законопроект не содержит положений об ответственности каких-либо органов за результаты государственной кадастровой оценки, хотя Путин поручал усилить ответственность оценщиков за их работу, отмечает комитет. При этом возможности обжаловать результаты кадастровой оценки законопроект не только не расширяет, но даже сокращает, следует из заключения депутатов. В частности, документ исключает возможность оспорить определенную госоценщиком кадастровую стоимость недвижимости из-за недостоверности сведений о ней, указано в заключении. «Это существенно снижает правовые гарантии правообладателей объектов недвижимости в части достижения справедливости оценки кадастровой стоимости», — считают депутаты. Кроме того, во всех случаях для переоценки кадастровой стоимости законопроект требует проведения оценки спорной рыночной стоимости за счет собственника, заметили авторы заключения.

Подавляющее большинство россиян вопросы кадастровой стоимости их недвижимости волнуют в первую очередь с точки зрения размера имущественных налогов, указывает комитет. Но законопроект не соотнесен с общими принципами налогового законодательства, пришли к выводу депутаты. В частности, документ не позволяет обеспечить ни всеобщности, ни равенства налогообложения, так как предусматривает кадастровую оценку только той недвижимости, что включена в государственный кадастр, и не вменяет оценщикам в обязанность пересматривать кадастровую стоимость аналогичных объектов недвижимости, если была переоценена стоимость хотя бы одного из​ них. Не обеспечит законопроект и соблюдения принципа экономической обоснованности налогообложения, так как обязанность доказывать правильность кадастровой оценки предлагается возложить на собственников недвижимости.

В целом институт кадастровой оценки недвижимости нуждается в принципиально иных подходах, считают депутаты, а предусмотренные нынешним законопроектом положения о подаче замечаний на кадастровую оценку и о порядке исправления ошибок требуют от россиян наличия специальных юридических знаний.

Несмотря на острую критику, комитет по земельным отношениям все-таки поддержал законопроект — с условием доработки ко второму чтению. До этого заключение на неоднозначный проект утвердил и комитет по местному самоуправлению. Этот комитет также поддержал правительственную инициативу, хотя и счел ее «не вполне обоснованной», поскольку создание новой системы кадастровой оценки недвижимости потребует от регионов затрат в 1,1 млрд руб. (в среднем по 13 млн руб. на каждый регион ежегодно). А профильный по этому законопроекту комитет Думы по гражданскому законодательству своего отношения к проекту еще не определил.

ЦБ рассказал о внешних угрозах для российской экономики
padaem
https://lenta.ru/news/2016/05/31/cbfinstabilnost/
http://www.cbr.ru/publ/Stability/fin-stab-2015-16_4-1r.pdf

Центробанк не исключает возникновения новых сильных колебаний на рынке из-за внешних факторов — изменения котировок нефти и замедления экономики Китая. Соответствующая информация содержится в обзоре финансовой стабильности, подготовленном Банком России. Документ опубликован во вторник, 31 мая.

«Для стран-экспортеров нефти, в том числе России, ключевым глобальным фактором уязвимости является риск сохранения цен на нефть на относительно низком уровне в течение длительного периода», — говорится в материалах ЦБ.

Одним из основных факторов нестабильности является вторая экономика мира — Китай, темпы роста которого не оправдывают ожиданий. Усугубляет положение КНР огромная долговая нагрузка, подчеркивают в Банке России.

По мнению ЦБ, стимулирующая денежно-кредитная политика ведущих центральных банков мира имеет побочные эффекты — сокращение прибыли финансовых институтов с одной стороны, и дальнейшее увеличение долговой нагрузки нефинансового сектора (особенно в странах с формирующимися рынками), с другой.

В России в первом квартале нынешнего года профицит текущего счета платежного баланса составил 11,7 миллиарда долларов по сравнению с 30 миллиардами долларов в первом квартале прошлого года. «На фоне еще более сильного сокращения выплат по внешнему долгу ситуация с валютной ликвидностью оставалась благоприятной», — говорится в материалах регулятора.

Проведенный ЦБ опрос крупнейших банков и нефинансовых организаций показал, что во втором-третьем кварталах 2016 года валютной ликвидности также будет достаточно для погашения внешнего долга.

31 мая Минэкономразвития сообщило, что ВВП России в январе-апреле 2016 года сократился на 1,1 процента относительно аналогичного периода прошлого года.

30 мая Центробанк в своем обзоре отметил, что российская экономика в апреле нащупала дно, но говорить об устойчивом возобновлении роста пока рано.

ВВП России в первом квартале 2016 года снизился на 1,2 процента. В 2015-м российская экономика сократилась на 3,7 процента.

СМИ узнали о планах государства контролировать весь рунет
padaem
https://lenta.ru/news/2016/05/27/total_control/

Минкомсвязи разработало законопроект «Об автономной системе интернет», согласно которому контроль над всей инфраструктурой российского интернета перейдет в руки государства. Об этом в пятницу, 27 мая, сообщают «Ведомости» со ссылкой на проект. Его подробности газете сообщили источники на телекоммуникационном рынке и подтвердил близкий к министерству человек.

Согласно проекту, государство станет регулировать «критические элементы инфраструктуры рунета»: национальные домены .ru и .рф, точки обмена трафиком и все сети связи страны.

Если проект станет законом, управлять рунетом будет федеральный орган исполнительной власти. Он будет заключать отдельные контракты по управлению рунетом с национальным администратором доменов и интернет-компаниями.

Кроме того, государство будет контролировать все автономные системы (сети), созданные физическими, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Пользователей таких систем зарегистрируют, а все получившие IP-адрес в такой сети обязаны предоставить информацию о себе для размещения в государственной информационной системе.

Источник в правительстве сказал газете, что вряд ли речь идет об аналоге так называемого «китайского фаервола» — мощной системы фильтрации интернет-трафика. Он считает, что возможность отключиться от мира и работать внутри страны необходима. Это вопрос безопасности, поскольку слишком много трафика проходит через внешние точки, полагает чиновник.

«Ведомости» отмечают, что вариант проекта не окончательный, он пока не обсуждался с министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым.

Силуанов рассказал о рекордном сокращении притока валюты в Россию
padaem
https://lenta.ru/news/2016/05/26/siluanovvalue/

Снижение поступления иностранной валюты в страну в 2015 году составило 13 процентов ВВП. Такие данные привел министр финансов Антон Силуанов на заседании правительства России в четверг, 26 мая, передает ТАСС.

«Такого снижения страна не знала даже в 80-е годы (прошлого столетия — прим. «Ленты.ру»)», — сказал Силуанов.

Министр также отметил, что уровень дефицита бюджета 2015 года в 2,4 процента ВВП способствовал снижению инфляции. Основным источником покрытия нехватки средств в прошлом году стал Резервный фонд. Из него было истрачено 2,6 триллиона рублей.

Доходы бюджета в 2015 году исполнены в объеме 13,6 триллиона рублей, расходы — 15,6 триллиона. По словам главы Минфина, доля нефтегазовых поступлений бюджета в 2015 году составила 43 процента, в первом квартале 2016 года — 34 процента.

Бюджетная комиссия рассмотрит первые предложения по бюджету будущего года 27 июня, сообщил чиновник.

19 мая Международный валютный фонд опубликовал доклад, в котором отмечалось, что нынешний экономический спад в России менее значителен, чем во время предыдущих рецессий, благодаря пакету экономических мер, осуществляемых властями. Среди них эксперты МВФ назвали режим гибкого обменного курса, вливание капитала и ликвидности в банковский сектор, ограниченные меры бюджетной поддержки и меры регулятивного послабления. Все это, по мнению фонда, смягчило шок, способствовало восстановлению доверия и стабилизировало банковскую систему.

В 2015-м российская экономика сократилась на 3,7 процента до 80,41 триллиона рублей

Реальные доходы россиян упали на 7,1 процента
padaem
https://lenta.ru/news/2016/05/23/profitfall/
http://www.gks.ru/free_doc/doc_2016/info/oper-04-2016.pdf

В апреле 2016 года реальные доходы россиян упали на 7,1 процента по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Соответствующая информация содержится в докладе Росстата о социально-экономическом положении в стране, опубликованном в понедельник, 23 мая.

В номинальном выражении доходы подросли на 0,1 процента до 31 342 рублей. Реальная зарплата при этом упала на 1,7 процента, номинальная — выросла на 5,4 процента до 36 210 рублей.

Просроченная задолженность по зарплатам в России на 1 мая составляет 4,05 миллиарда рублей. За месяц она сократилась на 417 миллионов рублей (минус 9,3 процента).

Число безработных россиян составило 4,5 миллиона человек (5,9 процента от экономически активного населения). 1,1 миллиона человек зарегистрировались в службах занятости, 900 тысяч получали пособие по безработице.

19 мая Bank of America сообщил, что постепенный выход России из кризиса и стабилизация рубля должны привести к росту благосостояния населения.

По оценке главного экономиста Внешэкономбанка Андрея Клепача, падение реальных доходов и зарплат населения в России стало беспрецедентным. «Мы с 90-х годов такого шока не имели», — отмечал он 14 марта.

Согласно информации министерства труда и социальной защиты, в 2015 году число россиян, чьи доходы находятся ниже прожиточного минимума, превысило 19 миллионов человек.

МЭР: возвращение к росту экономики в 5-7 процента в год невозможно, даже при высоких ценах на нефть
padaem
https://lenta.ru/news/2016/05/23/rallyunrael/

Возвращение к прежним темпам роста экономики в 5-7 процента в год невозможно, даже в условиях высоких цен на нефть, то есть выше 50 долларов за баррель. Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на материалы Минэкономразвития, подготовленные к заседанию Экономического совета при президенте России.

«В настоящий момент российская экономика находится в состоянии стагнации. Спад в значительной степени завершился, экономический цикл находится близко к нижней точке. В отдельных моментах мы уже видим признаки восстановления, которое продолжится в среднесрочном периоде», — говорится в документах.

Ведомство отмечает глубокие структурные изменения в мировой экономике, переходящие в состояние «новой нормальности». В частности, средняя цена на нефть Urals в апреле 2016 года составила 39,63 доллара за баррель. При этом прогноз Минэкономразвития на ближайшие три года рассчитан исходя из цены в 40 долларов за баррель.

В то же время в докладе подчеркивается, что уже видны признаки восстановления экономики, которое продолжится в среднесрочном периоде. По данным Росстата, в первом квартале падение ВВП составило 1,2 процента, в целом за год Минэкономразвития прогнозирует спад 0,2 процента.

Согласно данным МЭР, потенциальный рост российской экономики находится на уровне 2 процента в год. «Однако эти темпы для российской экономики неприемлемы, так как ведут к снижению нашей доли в мировой экономике, потери конкурентоспособности, падению уровня жизни населения относительно большинства стран», — отмечается в документе. Ведомство считает вполне реальной задачей увеличение темпа роста до 4 процентов через эффективное использование трудовых ресурсов и стимулирование инвестиций.

Заседание Экономического совета при президенте России состоится 25 мая. На нем будут заслушаны доклады по экономической политике Столыпинского клуба, руководителя Центра стратегических разработок, экс-министра финансов Алексея Кудрина и министра экономического развития Алексея Улюкаева.

Госбанки РФ покидают Украину
padaem
http://www.kommersant.ru/doc/2989694

Российские госбанки вплотную занялись поиском выхода с украинского рынка. Сбербанк, ВТБ и Внешэкономбанк, по информации "Ъ", ищут возможность продать дочерние банки в стране. Это происходит на фоне заметного восстановления их собственного бизнеса и в целом украинского банковского рынка. По мнению экспертов, госбанки руководствуются не столько экономической ситуацией, сколько политической и используют появившееся окно для продажи.

WSJ сообщила о планах повышения НДФЛ в России до 20 процентов
padaem
https://lenta.ru/news/2016/05/16/nalog/

Власти России рассматривают возможность повышения налога на доходы физических лиц (НДФЛ) и налога на добавленную стоимость (НДС) после 2018 года. Об этом пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники в правительстве России.

В правительстве, по данным издания, изучают несколько вариантов роста налогов, в том числе введение прогрессивной шкалы подоходного налога, что подразумевает его повышение с текущих 13 процентов для состоятельных россиян. Другой вариант — сохранение фиксированной ставки, но повышение ее уровня для всех граждан до 20 процентов.

Любые изменения налоговой системы, по словам собеседников WSJ, будут отложены до выборов президента в 2018 году, и в настоящий момент консенсуса по данному вопросу нет. «Сейчас идут дискуссии о том, как бы [изменения] не показались чрезмерными и не слишком сильно ударили по людям», — сказал один из источников.

28 марта премьер-министр России Дмитрий Медведев заявил, что до 2018 года никаких решений о повышении налогов в России принято не будет. Он также выступил против возрождения советских налогов на холостяков и бездетных граждан. Медведев предупредил, что такие налоги были самыми непопулярными в стране. «Потому что люди, особенно мужики, не могли понять — я ничего не сделал, так почему я должен платить этот налог?» — отметил глава правительства.

?

Log in

No account? Create an account